Прошло полгода с момента начала тестовой эксплуатации солнечной панели установленной на автомобиль Ниссан Сафари, пора подвести некоторые итоги.
Идея установить такую панель пришла нам, когда мы обдумывали два интересующих многих момента:
С первым, вроде бы все просто, взяли 12В со средней точки и вот оно счастье, но не тут то было, даже сигнализация и магнитофон подключенные по такой схеме умудряются выводить АКБ из строя намного раньше положенного срока из за неравномерного разряда/заряда аккумуляторов. Что же будет если подключить туда потребители помощнее. Можно было бы использовать и штатный преобразователь 24В-12В, но его 5 ампер категорически не хватает, на музыку, рацию, сигнализацию и кое что еще по мелочи :) Впринципе можно было бы пойти по отработанной для таких ситуаций схеме, установка второго генератора и третьего аккумулятора, но хотелось избежать очевидных минусов такого решения: 1. теряется кондиционер (хоть в качестве кондиционера, хоть в качестве пневмокомпрессора), 2. Место в моторном отсеке стремительно уменьшается, появляется большее количество неоригинальных деталей с большей вероятностью выхода из строя, чем у оригинала, 3. избыточная мощность такого решения, теоретически конечно можно было бы найти такое количество 12-вольтовых потребителей которым потребовался бы 40 амперный генератор, но на практике все гораздо прозаичнее и такого количества потребителей просто нет.
Второй вопрос, намного интереснее хотя бы потому, что ходить по 50-60 километров по зимней тайге до ближайшего человеческого жилья с телефоном малоприятное занятие. Можно конечно неглушить авто неделю, можно везти с собой бензогенератор и зарядное устройство, можно снимать аккумуляторы и заносить их в зимовье, а можно занести рабочие АКБ в тепло, а машину оставить под сигнализацией :) и с Webasto подключенными к дополнительному АКБ.
После таких вот длительных размышлений мы решили пойти нестандартным путем и установить на автомобиль дополнительный аккумулятор, солнечную батарею и ее контроллер.
В результате недолгих поисков была выбрана панель Exmork мощностью 100Вт.
В кратце о других характеристиках этой панели:
Гарантия завода Exmork: 2 года 100% мощности, 10 лет - 90% мощности, 25 лет - 80% мощности.
Кремниевая поликристаллическая солнечная панель, эффективность фотоэлектрического преобразования: до 15,6%, номинальное напряжение: 12В, номинальная мощность : 100Ватт, напряжение под нагрузкой: 17.5В, ток под нагрузкой: 5.71А, Напряжение холостого хода: 21.5В, ток холостого хода: 6.32А, геометрические размеры панели: 1140х670х35 мм, вес: 11 кг
Местом установки была выбрана передняя часть багажника. Панель размещена под силовой конструкцией чтобы избежать случайных повреждений.
С нашей точки хрения плюсами такого решения является то, что:
Минусы:
На сегодняшний день пробег составил чуть более 15000 км из них асфальта 8000 км, хороших грунтовых дорог 4200 км, плохих грунтовых дорог 2300 и около 600 километров хорошего такого дальневосточного бездорожья.
Из опыта эксплуатации:
В пасмурную погоду КПД снижается примерно в 3 раза
Защитное стекло у панели достаточно крепкое, не царапается
Неизбежные при езде по бездорожью вибрации панель переносит без проблем
Позволяет абсолютно не задумываться о том, заведется ли с утра машина если полночи вы устраивали дискотеку на всю свою киловатную музыку подсвечивая это дело люстрой :)
Впереди зима и скоро думаю мы обновим эту статью результатами недельного выезда в Уссурийскую тайгу.